Могут ли Женщины Проповедовать?
В 1991 году, в апреле, я прилетела в Ленинград и сразу отправилась в Музей Религии на Невском
Проспекте – бывшем Казанском соборе. Там представилась заведующей архивного
отдела и она провела меня к крошечной экспозиции, посвященной Российскому
протестантизму. Баптистские, лютеранские и адвентистские деноминации имели хоть
какие-то фотографии и документы, рядом с ними поверх пустой витрины красовалась
одна маленькая табличка «МЕТОДИЗМ». Что
же такое случилось с теми людьми, если от них осталось только одно название?
«Неужели ничего не сохранилось?»
Заведующая архивом Ирина Симонова, высокая белокурая молодая женщина,
пригласила меня в небольшой кабинет и показала на полки с папками и журналами.
«Все к вашим услугам. Занимайтесь.
До методизма у нас еще руки не дошли. Дайте нам знать, если вы хотите сделать
копии.» Так все оказалось просто и по-доброму, что душа радовалась.
В мое пребывание в Ленинграде я
вдруг поняла как мало человеку надо: кровать, чтобы спать, стол, чтобы
работать, и стул, чтобу сидеть. Вспомнились слова моего деда: «На двух стульях
не усидишь – слишком неудобно!»
В архиве просидела три дня, не
прерываясь на обеды: с открытия до закрытия. Нашла старинные журналы
«Христианский Поборник» с 1910 года, книги и первый сборник методистских гимнов
на русском языке.
Из журналов узнала, что самым первым Методистским рукоположенным
мессионером в Санкт-Петербурге был Бенгт Август Карлсон – американец шведского происхождения. Первым же суперинтендентом Финской и
Санкт-Петербургской миссии стал Георг Саймон – американец из Индианы. Может
потому к нашей молодой общине и приклеили ярлык «американской церкви»? Но миссионеры ехали в
Россию с убежденим, «Я все могу в укрепляющем меня Христе!» Весь мир, казалось,
отступил, и российские методисты обрели голоса, зазвучавшие из столетнего забвения.
Обнаружив в журнале адрес бывшей методистской церкви, отправилась на 10-ю
Линию Васильевского Острова. Здание бывшего приюта, ставшего в 1908 году
церковью и типографией методистов, сохранилось, и мне даже удалось попасть во
внутрь.
Над дверьми были небольшие витражи, и я попыталась представить себе
богослужение и впитать в себя дух тех, кто в этом здании молился, служил и
учил. Все пасторы и миссионеры, как я прочитала, имели теологическое
образование, а где же мне его было взять? На минуту снова почувствовала себя
неадекватно. Энергии первых методистов, говорящих на пяти языках, наверно, бы
хватило, чтобы пропитать стены этого старого здания, но комнаты были пусты, и
мне стоило усилия что-либо почувствовать. Здание без людей было просто зданием,
не храмом. Это Православная Церковь открывает истину через иконы и Божественную
литургию, в Православной церкви сами стены учат, мне сейчас этого так не
доставало! Где же мне было найти силу,
если не в Православной церкви?
Ноги сами привели меня сначала в Храм на Крови, где красота маковок и
благолепие ввело меня в еще большее смятение: может мое место все-таки в
Православной церкви? Потом дошла до Исаакиевского Собора, где я бывала много
раз на экскурсиях. С детства запомнился огромный маятник в центре собора. Но в
этот раз собор выглядел по-другому: маятник исчез. Ведомая интуицией, я быстро
направилась к самому центру храма и встала лицом к алтарю. Золотые ворота
иконостаса были широко распахнуты, и я смогла впервые увидеть алтарь, а прямо
за ним завораживающее изображение воскресшего Христа, возносящегося вверх в серебристой подсветке
огромного витража.
Этот неземной вид развеял все мои сомнения: как протестантский витраж мог
сосуществовать с православными иконами, так Методизм может сосуществовать с
Православием. Православные традиции обогатят Методизм, а Методизм поможет
неверующим познать Христа. Методизм был
известен своими образовательными программами, а я десять лет проработала в
обществе «Знание» и имела нужный опыт. Может Россия нуждалась в Методизме для
образования и помощи атеистам найти веру, а там уж пусть люди сами решают какую
выбрать церковь: Православную, Методистскую или другую. Все мы – тело Христово.
Так я поняла, что призвана активно служить в методистской церкви, а не молчать,
как все женщины, в православной - это был мой путь, указанный мне свыше.
Комментарии