Что Кроется за Очевидным?




     Такая знакомая история: Иисус возвращается в Назарет и вместо гостеприимства не просто изгоняется бывшими соседями из города, но и подвергается опасности быть убитым разъяренной толпой.
     Очевидно, что Иисус сильно разгневал своих собратьев, но, исследуя текст, нельзя ни к чему придраться. В Евангелии от Луки 4:18-19 Иисус зачитывает текст из пророка Исайи (61:1-2 и 58:6): «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим...». Никакой крамолы.
     Все соседи Иисуса выросли на изучении Пятикнижия и книг Пророков, они определенно слушали с большим вниманием молодого и одаренного, по их мнению, учителя. Может, следующие слова стиха 4:21 содержат секрет? «...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».
     Этими словами и объясняют многие проповедники и толкователи Библии причины конфликта. Иисус ничем, по их мнению, не отличается от других! Он один из них! Не он ли сын Иосифа?! Как он может делать такие заявления?!
     Иисус же, вместо демонстрации своей божественной силы просто замечает: «Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.» (Лука 4:24). Почему бы Иисусу не показать чудеса исцеления в своем родном городе вместо рассказов о пророках Илие и Елисее и их чудодейственных делах среди иноверцев? Разве не правда, что в реальной жизни дела убеждают быстрее, чем слово?
     Каким-то образом не дела Иисуса, а именно Слово его разъярило толпу. Что же скрывается за очевидными событиями?
     Истории исцеления генерала вражеской армии пророком Елисеем и обращения умирающего с голода Илии к вдове-язычнице («Много вдов было в Израиле... и ни к одной из них не был послан Илия...» Лука 3:25-26) раскрывают суть Слов Христа: он не собирается задерживаться в своем родном городе. Вот тут-то и кроется причина гнева: жители Назарета считают что они имеют право на Иисуса. Если уж он показал чудеса в Капернауме, то уж в Назарете он должен показать еще больше чудес. Так мы и пришли к психологии избранного круга, группового менталитета или психологии толпы. Всем нам известны случаи как мирные и невоинственные по своей природе люди становятся способными на убийство, одобряемые жаждущей крови толпы.
     В современных христианских общинах часты конфликты, сплетни, зависть и неприятие чужаков, и причиной тому служит та же самая психология толпы и внутригрупповая преданность. Современные прихожане, выросшие в церкви, как и жители Назарета, считают себя собственниками не только своей общины, своего пастора, но и самого Иисуса, настороженно и подозрительно воспринимая новичков.
     Призыв Христа «возлюбить ближнего своего» ревностно выполняется в том самом внутреннем избранном круге, игнорируя тех, кто находится за его пределами. Так церкви начинают умирать, предпочитая преданность друг другу, преданности Христу и его миссии.
     Иисус Христос преподал нам всем урок верности своей миссии, а не одному человеку или группе, через свои отношения с Иоанном Крестителем. Иоанн Предтеча и Иисус встретились впервые еще в утробе своих матерей (Лука 1:41) – таинственный момент прикосновения божественного и человеческого. Казалось бы отношения двух близких по духу людей должны были бы только развиваться, но Иисус никогда не примкнул к ученикам Иоанна, а Иоанн, в свою очередь, никогда не примкнул к последователям Иисуса. Иисус всегда оставался независимым в своих планах и решениях, следуя воле только своего Отца.
     Иоанн Креститель же понимает свою верность Христу через свое умаление. Как часто мы можем услышать что-нибудь подобное в современных церквях, где прихожане постоянно борются за власть?
     «Ему должно расти: а мне умаляться.» (Иоанн 3:30) – так по-разному Иисус и Иоанн Креститель следовали одной и той же миссии.
     Жители Назарета не стали бы возражать призывам Иисуса возлюбить мир, если бы он остался жить с ними, построил свой дом, поддерживал их бизнес и проповедовал эту любовь им, а не звал их оставить свои дома и следовать за Ним, чтобы лично донести эту любовь неверующим.
     В России в 90-е годы поражали жажда к Слову и рождение новых церквей. Благодатное время! Но вот и новые церкви, когда-то юные, открывшиеся на рубеже перестойки, празднуют свое двадцатилетие. К этому времени внутренний круг прихожан уже давно сформировался, здание церкви построено, и прихожане постепенно впадают в духовную амнизию, поглощенные большей частью ежедневными заботами о церковном здании, коммунальных услугах, зарплатах сотрудникам, церковной школе – всем, что необходимо для комфортабельной жизни их общины. И тот пастор лучше, который все свое время проводит в офисе и готов в любую минуту помочь своим прихожанам.
     Церкви очень важны и нужны, но, чтобы туда пришли новые верующие, мало жить внутренним кругом и внутренними заботами. Иисус Христос не заинтересовался комфортом проповедования среди тех, кого он так хорошо знал и кого очень любил, он звал вперед, к встрече с язычниками, варварами и даже врагами. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению.» (Марк 16:15). Его Слово живое будоражило и вносило беспокойство. Что если все священники, пасторы и прихожане и правда последуют столь радикальному Мессии?
     Вот за это-то бывшие соседи и друзья решили не просто прогнать Иисуса из Галилеи, но и убить его. Свое собственное спокойствие дороже истины для многих из нас, даже самых верных христиан.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Не Будь Подонком

Благодарность за все что сбылось