Как Возлюбить Ближнего Своего?

Дедушка часто рассказывал мне историю о своем соседе, лодыре и чудовищном пьянице. Я очень любила ее слушать, но подлинный ее смысл поняла лишь после смерти деда. Когда Игнатий отправлялся косить траву, он запрягал свою лошадь и кричал своему безлошадному соседу: "Иван, собирайся". Иван же, лежавший в пьяном угаре на полатях, вряд ли что мог ответить внятно. Дед скашивал свой участок, но крестьянское сердце не давало ему покоя до тех пор, пока он не скосит траву своего соседа. История повторялась в течение всего лета год за годом: ворошил сено, метал стога дед не только себе, но и Ивану. А когда выпадал снег, ему же приходилось и перевозить сено. 
Многое в памяти деда было связано с этим домом: голод, война... Игнатий, мой дед, перебрался в Екатеринбург не по своей воле. Дед потерял все, что нажил в своей родной деревне: дом, лошадей и домашний скот, даже одежду и самые необходимые вещи не было разрешено взять из своего собственного дома. Кулак! Хоть и не кулак вовсе! Но приклеенный этот ярлык решил все. 
Моя бабушка рожала в тот страшный день в бане, а когда, еле держась на ногах, подощла к крыльцу со своим четвертым ребенком, ставшим позднее моим отцом, дверь дома оказалась крест-накрест заколоченной. Ее ждали несколько человек с красными повязками на рукавах - их же односельчане. Что бы вы сделали в такой момент? Я не буду описывать чувства моей бабушки, хотя знаю о них доподлинно. Я не хочу ничего сочинять. Скажу лишь, что бабушка взяла топор, подошла к крыльцу, встала на колени и положила свою голову на ступени: "Отрубите мне голову. Мне не выкормить детей".
Лишь позднее я прочитала в книге моего деда, что именно Иван стал тем самым активистом, который раскулачил его и стоял над склоненной головой моей бабушки. Дед свято выполнял заповедь "Возлюби ближнего своего, как себя самого", но никогда не был "возлюблен" этим самим "ближним" в ответ. Именно благодаря моему деду я открыла для себя глубинный и трагический смысл этой заповеди.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Не Будь Подонком